Высоцкий о футболе

Высоцкий в кино | Музыка Высоцкого | Статьи о Высоцком | Новости сайта



В 1970 году, заполняя анкету, составленную Анатолием Меньшиковым (в то время - рабочим сцены Театра на Таганке), на вопрос "Любимая футбольная команда" В.Высоцкий ответил "Нет". Это своеобразное интервью впервые было опубликовано спустя семнадцать лет.

Очевидно, вопрос этот часто встречался в записках на встречах со зрителями, и в 1971 году поэт пишет песню-ответ. А в oдном из выступлений предваряет ее исполнение такими словами: "За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую - за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль... Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая - "болеть". Нет, я не болею - я здоров абсолютно психически. И знаете, у меня была такая песня: "...Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене". Поэтому - так как я все делаю до конца - я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче.

Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, - вот тогда я болею.

    Не заманишь меня на эстрадный концерт,
    Ни на западный фильм о ковбоях:
    Матч финальный на первенство СССР -
    Нам сегодня болеть за обоих!

    Так прошу: не будите меня поутру -
    Не проснусь по гудку и сирене,-
    Я болею давно, а сегодня - помру
    На Центральной спортивной арене.

    Буду я помирать - вы снесите меня
    До агонии и до конвульсий
    Через западный сектор, потом на коня -
    И несите до паузы в пульсе.

    Но прошу: не будите меня на ветру -
    Не проснусь как Джульетта на сцене,-
    Все равно я сегодня возьму и умру
    На Центральной спортивной арене.

    Пронесите меня, чтоб никто ни гугу:
    Кто-то умер - ну что ж, все в порядке,-
    Закопайте меня вы в центральном кругу,
    Или нет - во вратарской площадке!

    ...Да, лежу я в центральном кругу на лугу,
    Шлю проклятья Виленеву Пашке,-
    Но зато - по мне все футболисты бегут,
    Словно раньше по телу мурашки.

    Вижу я все развитие быстрых атак,
    Уличаю голкипера в фальши,-
    Виже все - и теперь не кричу как дурак:
    Мол, на мыло судью или дальше...

    Так прошу: не будите меня поутру,
    Глубже чем на полметра не ройте,-
    А не то я вторичною смертью помру -
    Будто дважды погибший на фронте.

Вообще, 1971 год оказался "футбольным" в творчестве В.Высоцкого. Из пяти песен на футбольную тему, три написаны в этом году. Вот еще одна, посвященная Льву Яшину. "Это настоящий миниспектакль,- пишет В.Подарцев в своей статье "Накал страстей",- где два действующих лица - вратарь и репортер. Однако есть и еще один, незримый персонаж, так называемый "Компромисс Компромиссович". Он-то и решает в конце концов судьбу матча, хотя вначале многое зависело от вратаря, который "вытаскивал" даже "мертвые мячи". Но вот ради эффектного снимка фоторепортер уговаривает вратаря пропустить один мяч, тут-то все и начинается..."

    Да, сегодня я в ударе, не иначе -
    Надрываются в восторге москвичи,-
    Я спокойно прерываю передачи
    И вытаскиваю мертвые мячи.

    Вот судья противнику пенальти назначает -
    Репортеры тучею кишат у тех ворот.
    Лишь один упрямо за моей спиной скучает -
    Он сегодня славно отдохнет!

    Извиняюсь,
    вот мне бьют головой...
    Я касаюсь -
    подают угловой.
    Бьет десятый - дело в том,
    Что своим "сухим листом"
    Размочить он может счет нулевой.

    Мяч в моих руках - с ума трибуны сходят,-
    Хоть десятый его ловко завернул.
    У меня давно такие не проходят!..
    Только сзади кто-то тихо вдруг вздохнул.

    Обернулся - слышу голос из-за фотокамер:
    "Извини, но ты мне, парень, снимок запорол.
    Что тебе - ну лишний раз потрогать мяч руками,-
    Ну, а я бы снял красивый гол".

    Я хотел его послать -
    не пришлось:
    Еле-еле мяч достать
    удалось.
    Но едва успел привстать,
    Слышу снова: "Вот, опять!
    Все б ловить тебе, хватать - не дал снять!"

    "Я, товарищ дорогой, все понимаю,
    Но культурно вас прошу: пойдите прочь!
    Да, вам лучше, если хуже я играю,
    Но поверьте - я не в силах вам помочь".

    Вот летит девятый номер с пушечным ударом -
    Репортер бормочет: "Слушай, дай ему забить!
    Я бы всю семью твою всю жизнь снимал задаром..." -
    Чуть не плачет парень. Как мне быть?!

    "Это все-таки футбол,-
    говорю.-
    Нож по сердцу - каждый гол
    вратарю".
    "Да я ж тебе как вратарю
    Лучший снимок подарю,-
    Пропусти - а я отблагодарю!"

    Гнусь, как ветка, от напора репортера,
    Неуверенно иду на перехват...
    Попрошу-ка потихонечку партнеров,
    Чтоб они ему разбили аппарат.

    Ну, а он все ноет: "Это ж, друг, бесчеловечно -
    Ты, конечно, можешь взять, но только, извини,-
    Это лишь момент, а фотография - навечно.
    А ну, не шевелись, потяни!"

    Пятый номер в двадцать два -
    знаменит,
    Не бежит он, а едва
    семенит.
    В правый угол мяч, звеня, -
    Значит, в левый от меня, -
    Залетает и нахально лежит.

    В этом тайме мы играли против ветра,
    Так что я не мог поделать ничего...
    Снимок дома у меня - два на три метра -
    Как свидетельство позора моего.

    Проклинаю миг, когда фотографу потрафил,
    Ведь теперь я думаю, когда беру мячи:
    Сколько ж мной испорчено прекрасных фотографий! -
    Стыд меня терзает, хоть кричи.

    Искуситель-змей, палач!
    Как мне жить?!
    Так и тянет каждый мяч
    пропустить.
    Я весь матч борюсь с собой -
    Видно, жребий мой такой...
    Так, спокойно - подают угловой...

Третья песня "футбольного" года написана как бы от имени фаната. В ней много реалий тех "укромных, теперь почти былинных времен", когда футбол многим заменял политику. Впрочем, сегодня эта песня воспринимается и как ностальгия по заполненным трибунам стадиона, когда энтузиазм болельщиков удостаивался внимания конной милиции.

    В голове моей тучи безумных идей -
    Нет на свете преград для талантов!
    Я под брюхом привыкших теснить лошадей
    Миновал верховых лейтенантов.

    ...Разъярялась толпа, напрягалась толпа,
    Нарывалась толпа на заслоны -
    И тогда становилась толпа "на попа",
    Извергая проклятья и стоны.

    Дома я раздражителен, резок и груб,-
    Домочадцы б мои поразились,
    Увидав, как я плакал, взобравшись на круп, -
    Контролеры - и те прослезились.

    Столько было в тот миг в моем взгляде на мир
    Безотчетной, отчаянной прыти,
    Что, гарцуя на сером коне, командир
    Удивленно сказал: "Пропустите!"

    Он, растрогавшись, поднял коня на дыбы -
    Аж нога ускользнула из стремя.
    Я пожал ему ногу, как руку судьбы, -
    Ах, живем мы в прекрасное время!

    Серый конь мне прощально хвостом помахал,
    Я пошел - предо мной расступились;
    Ну, а мой командир на концерт поскакал
    Музыканта с фамилией Гилельс.

    Я свободное место легко отыскал
    После вялой незлой перебранки, -
    Всё не сгонят - не то что, когда посещал
    Пресловутый Театр на Таганке.

    Тесно здесь, но тепло - вряд ли я простужусть,
    Здесь единство рядов - в полной мере!
    Вот уже я за термосом чьим-то тянусь -
    В нем напиток "кровавая Мэри".

    Вот сплоченность-то где, вот уж где коллектив,
    Вот отдача где и напряженье!
    Все болеют за нас - никого супротив, -
    Монолит - без симптомов броженья!

    Меня можно спокойно от дел отстранить,
    Робок я перед сильными, каюсь, -
    Но нельзя меня силою остановить,
    Когда я на футбол прорываюсь!

Но футбольная тема в творчестве В.Высоцкого началась раньше. Первая из известных песен была написана в 1968 году.

    Мяч затаился в стриженой траве.
    Секунда паузы на поле и в эфире...
    Они играют по системе "дубль-вe", -
    А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Ох, инсайд! Для него - что футбол, что балет,
    И всегда он играет по правому краю, -
    Справедливости в мире и на поле нет -
    Потому я всегда только слева играю.

    Мяч затаился в стриженой траве.
    Секунда паузы на поле и в эфире...
    Они играют по системе "дубль-вe", -
    А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Вот инсайд гол забил, получив точный пас.
    Я хочу, чтоб он встретился мне на дороге, -
    Не могу: меня тренер поставил в запас,
    А ему сходят с рук перебитые ноги.

    Мяч затаился в стриженой траве.
    Секунда паузы на поле и в эфире...
    Они играют по системе "дубль-вe", -
    А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Ничего! Я немножечко повременю,
    И пускай не дают от команды квартиру -
    Догоню, я сегодня его догоню, -
    Пусть меня не заявят на первенство миру.

    Мяч затаился в стриженой траве.
    Секунда паузы на поле и в эфире...
    Они играют по системе "дубль-вe", -
    А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

    Ничего! После матча его подожду -
    И тогда побеседуем с ним без судьи мы, -
    Пропаду, чует сердце мое - попаду
    Со скамьи запасных на скамью подсудимых.

    Мяч затаился в стриженой траве.
    Секунда паузы на поле и в эфире...
    Они играют по системе "дубль-вe", -
    А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".

1970 год: мексиканский чемпионат. Как говорится, сам Бог велел. Песня - зарисовка и так и называется.

    Комментатор из своей кабины
    Кроет нас для красного словца, -
    Но недаром клуб "Фиорентины"
    Предлагал мильон за Бышевца.

    Что ж, Пеле, как Пеле,
    Объясняю Зине я,
    Ест Пеле крем-брюле,
    Вместе с Жаирзинио.

    Я сижу на нуле,-
    Дрянь купил жене - и рад.
    А у Пеле - "шевроле"
    В Рио-де-Жанейро.

    Муром занялась прокуратура,-
    Что ему - реклама! - он и рад.
    Здесь бы Мур не выбрался из МУРа -
    Если б был у нас чемпионат.

    Что ж, Пеле, как Пеле,
    Объясняю Зине я,
    Ест Пеле крем-брюле,
    Вместе с Жаирзинио.

    Я сижу на нуле, -
    Дрянь купил жене - и рад.
    А у Пеле - "шевроле"
    В Рио-де-Жанейро.

    Может, не считает и до ста он, -
    Но могу сказать без лишних слов:
    Был бы глаз второй бы у Тостао -
    Он вдвое больше б забивал голов.

    Ну что ж, Пеле, как Пеле,
    Объясняю Зине я,
    У Пеле на столе
    крем-брюле
    в хрустале,
    А я сижу на нуле.

Конечно, В.Высоцкий знал и любил футбол. И не потому, что хранил футбольный мяч, весь исписанный автографами. Болельщиком как таковым, с корпением над таблицами и обсуждением шансов, он не был. Но ведь не зря же из, примерно, двадцати пяти спортивных песен пять - о футболе. Лишь альпинистская тема разработана В.Высоцким шире. Но те песни заказные, для кинофильмов.

И, наконец, предоставим слово футболисту. Вспоминает Олег Блохин: "Мы познакомились с ним в 1975 году, когда под флагом сборной СССР выступало все киевское "Динамо". Готовились в подмосковном Новогорске к товарищеской игре с итальянцами (к слову, победили в ней 1:0), и он приехал к нам выступать и как он сам говорил "познакомиться с теми, кто навел шороху в Европе": мы весной 75-го выиграли Кубок кубков. Часа на четыре он заставил нас забыть обо всем на свете, полностью владел нами, пел, лишь изредка беря паузу, чтобы отдышаться. Он не веселил нас и не забавлял, что иногда делают приезжающие к спортсменам артисты. Мы жили каждым его словом, переживали вместе с ним, негодовали, смеялись и грустили.

Я не знаю за какую футбольную команду он болел, но писал о футболе с уважением к игре, к людям, выходящим на поле, с юмором - тонким и запоминающимся".

Виктор Патык


Назад к разделу "Статьи о Высоцком"

Сайт управляется системой uCoz