Высоцкий в кино | Музыка Высоцкого | Статьи о Высоцком | Новости сайта |
В 1970 году, заполняя анкету, составленную Анатолием Меньшиковым (в то время - рабочим сцены Театра на Таганке), на вопрос "Любимая футбольная команда" В.Высоцкий ответил "Нет". Это своеобразное интервью впервые было опубликовано спустя семнадцать лет. Очевидно, вопрос этот часто встречался в записках на встречах со зрителями, и в 1971 году поэт пишет песню-ответ. А в oдном из выступлений предваряет ее исполнение такими словами: "За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую - за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль... Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая - "болеть". Нет, я не болею - я здоров абсолютно психически. И знаете, у меня была такая песня: "...Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене". Поэтому - так как я все делаю до конца - я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, - вот тогда я болею.
Ни на западный фильм о ковбоях: Матч финальный на первенство СССР - Нам сегодня болеть за обоих!
Так прошу: не будите меня поутру -
Буду я помирать - вы снесите меня Но прошу: не будите меня на ветру -
Пронесите меня, чтоб никто ни гугу:
...Да, лежу я в центральном кругу на лугу,
Вижу я все развитие быстрых атак,
Так прошу: не будите меня поутру, Вообще, 1971 год оказался "футбольным" в творчестве В.Высоцкого. Из пяти песен на футбольную тему, три написаны в этом году. Вот еще одна, посвященная Льву Яшину. "Это настоящий миниспектакль,- пишет В.Подарцев в своей статье "Накал страстей",- где два действующих лица - вратарь и репортер. Однако есть и еще один, незримый персонаж, так называемый "Компромисс Компромиссович". Он-то и решает в конце концов судьбу матча, хотя вначале многое зависело от вратаря, который "вытаскивал" даже "мертвые мячи". Но вот ради эффектного снимка фоторепортер уговаривает вратаря пропустить один мяч, тут-то все и начинается..."
Надрываются в восторге москвичи,- Я спокойно прерываю передачи И вытаскиваю мертвые мячи.
Вот судья противнику пенальти назначает -
Извиняюсь,
Мяч в моих руках - с ума трибуны сходят,-
Обернулся - слышу голос из-за фотокамер:
Я хотел его послать -
"Я, товарищ дорогой, все понимаю,
Вот летит девятый номер с пушечным ударом -
"Это все-таки футбол,-
Гнусь, как ветка, от напора репортера,
Ну, а он все ноет: "Это ж, друг, бесчеловечно -
Пятый номер в двадцать два -
В этом тайме мы играли против ветра,
Проклинаю миг, когда фотографу потрафил,
Искуситель-змей, палач! Третья песня "футбольного" года написана как бы от имени фаната. В ней много реалий тех "укромных, теперь почти былинных времен", когда футбол многим заменял политику. Впрочем, сегодня эта песня воспринимается и как ностальгия по заполненным трибунам стадиона, когда энтузиазм болельщиков удостаивался внимания конной милиции.
Нет на свете преград для талантов! Я под брюхом привыкших теснить лошадей Миновал верховых лейтенантов.
...Разъярялась толпа, напрягалась толпа,
Дома я раздражителен, резок и груб,-
Столько было в тот миг в моем взгляде на мир
Он, растрогавшись, поднял коня на дыбы -
Серый конь мне прощально хвостом помахал,
Я свободное место легко отыскал
Тесно здесь, но тепло - вряд ли я простужусть,
Вот сплоченность-то где, вот уж где коллектив,
Меня можно спокойно от дел отстранить, Но футбольная тема в творчестве В.Высоцкого началась раньше. Первая из известных песен была написана в 1968 году.
Секунда паузы на поле и в эфире... Они играют по системе "дубль-вe", - А нам плевать, у нас - "четыре-два-четыре".
Ох, инсайд! Для него - что футбол, что балет,
Мяч затаился в стриженой траве.
Вот инсайд гол забил, получив точный пас.
Мяч затаился в стриженой траве.
Ничего! Я немножечко повременю,
Мяч затаился в стриженой траве.
Ничего! После матча его подожду -
Мяч затаился в стриженой траве. 1970 год: мексиканский чемпионат. Как говорится, сам Бог велел. Песня - зарисовка и так и называется.
Кроет нас для красного словца, - Но недаром клуб "Фиорентины" Предлагал мильон за Бышевца.
Что ж, Пеле, как Пеле,
Я сижу на нуле,-
Муром занялась прокуратура,-
Что ж, Пеле, как Пеле,
Я сижу на нуле, -
Может, не считает и до ста он, -
Ну что ж, Пеле, как Пеле, Конечно, В.Высоцкий знал и любил футбол. И не потому, что хранил футбольный мяч, весь исписанный автографами. Болельщиком как таковым, с корпением над таблицами и обсуждением шансов, он не был. Но ведь не зря же из, примерно, двадцати пяти спортивных песен пять - о футболе. Лишь альпинистская тема разработана В.Высоцким шире. Но те песни заказные, для кинофильмов. И, наконец, предоставим слово футболисту. Вспоминает Олег Блохин: "Мы познакомились с ним в 1975 году, когда под флагом сборной СССР выступало все киевское "Динамо". Готовились в подмосковном Новогорске к товарищеской игре с итальянцами (к слову, победили в ней 1:0), и он приехал к нам выступать и как он сам говорил "познакомиться с теми, кто навел шороху в Европе": мы весной 75-го выиграли Кубок кубков. Часа на четыре он заставил нас забыть обо всем на свете, полностью владел нами, пел, лишь изредка беря паузу, чтобы отдышаться. Он не веселил нас и не забавлял, что иногда делают приезжающие к спортсменам артисты. Мы жили каждым его словом, переживали вместе с ним, негодовали, смеялись и грустили. Я не знаю за какую футбольную команду он болел, но писал о футболе с уважением к игре, к людям, выходящим на поле, с юмором - тонким и запоминающимся". Виктор Патык |